30 ноября 2016

Рейтинг: футбольные клубы РФПЛ сезона 2016/2017 по продвижению ВКонтакте

Привет! Я — Денис Супрунов,
эксперт по продвижению ДругМедиа

Я с детства люблю футбольную статистику. Мне было 9 лет, когда я смотрел свой первый осознанный Чемпионат мира по футболу. Это был 1998 год, я смотрел каждый матч, записывал результат всех игр в карандашный журнал и сильно переживал, когда уснул во время финального матча при счете 2:0 в пользу Франции :)

С того времени я слежу за несколькими чемпионатами, европейскими и мировыми турнирами. Изучаю результаты встреч, турнирную таблицу, статистику игроков и матчей.

В школе я мечтал стать спортивным директором футбольного клуба. Вырос, открыл маркетинговое агентство, где являюсь директором по маркетингу. Моя любовь к цифрам и футболу сошлась в футбольном рейтинге, о котором дальше пойдет речь.

Исходные данные

Мы взяли сообщества 16 российских клубов ВКонтакте, проанализировали 19 показателей, доступных каждому пользователю соцсети ВКонтакте. Выбрали из них 6, которые считаем важным показать, и сделали по ним 6 мини-рейтингов.

Рейтинг подготовили к старту сезона 2016/2017, включили в него данные с 1 августа 2015 по 31 июля 2016 годов.

Анализируемые сообщества:

Аналитика

Мы посчитали подписчиков сообществ и активность в сообществах. Итого 6 показателей, по каждому из которых подготовили мини-рейтинг.

1. Подписчики

Это аккаунты людей, состоящих в сообществах футбольных клубов на момент 12:00 1 августа 2016 года. Их мы отразили на графике трибун футбольного стадиона.

На графике:

  • клубы упорядочены по количеству незаблокированных подписчиков, т. е. чем выше расположен клуб, тем больше в его группе ВКонтакте незаблокированных подписчиков. (клубы Зенит, Спартак, ЦСКА для удобства визуального сравнения данных читателем упорядочены отдельно от остальных 13 клубов)
  • заблокированные визуально находятся вне поля
  • площадь сектора трибуны пропорционально соответствует числу подписчиков, заключенных в эти сектора

1.1. Все подписчики

Это количество всех аккаунтов, подписанных на сообщество. Этот показатель видно прям в группе. Зайдите в группу Зенита, в блоке справа указана цифра — это число всех подписчиков сообщества. Собрали 16 цифр, составили первый мини-рейтинг клубов по общему количеству подписчиков сообщества.
Победитель — 820 453 подписчика в сообществе Зенита.

Ссылка на всех подписчиков Зенита: vk.com/zenit

На графике: светло-голубой+голубой+темно-голубой цвета Зенита на трибунах стадиона

1.2. Заблокированные

Это количество аккаунтов, подписанных на сообщество, но заблокированных соцсетью ВКонтакте на неопределенный срок. Этот показатель не видно в группе, но его можно посчитать. Например, зайдите в группу Анжи, нажмите на заголовок «Подписчики» в блоке справа, во всплывающем окне нажмите на поиск (значок лупы) сверху справа и увидите список подписчиков, над которым указана цифра — это число незаблокированных подписчиков группы. Мы вычли их из общего количества подписчиков, умножили на 100% и поделили на общее количество подписчиков. Посчитали 16 цифр, составили второй мини-рейтинг клубов по доле заблокированных подписчиков от общего числа подписчиков сообщества.
Победитель — 29% заблокированных подписчиков в сообществе Анжи.

Формула: (все подписчики — незаблокированные) * 100% / все подписчики

Ссылка на заблокированных подписчиков Анжи: vk.com/search?c%5Bgroup%5D=25505090&c%5Bsection%5D=people

На графике: светло-желтый цвет Анжи на трибунах стадиона

1.3. Из родного города

Это количество аккаунтов, подписанных на сообщество, и у которых в профиле указан город клуба. Этот показатель не видно в группе сразу, но его можно найти. Зайдите в группу, нажмите на заголовок «Подписчики» в блоке справа, во всплывающем окне нажмите на поиск (значок лупы) сверху справа и увидите список подписчиков. Справа от него выставляете фильтр «Регион» = Россия, город клуба (например, Пермь для Амкара). Сверху цифра — это число незаблокированных подписчиков группы из родного города клуба. Отфильтровали 16 цифр, составили третий мини-рейтинг клубов по доле подписчиков из родного города клуба от общего числа подписчиков сообщества.
Победитель — 55% подписчиков из Перми в сообществе Амкара.

Ссылка на подписчиков из Перми Амкара: vk.com/searchc%5Bcity%5D=110&c%5Bcountry%5D=1&c%5Bgroup%5D=603897&c%5Bname%5D=1&c%5Bphoto%5D=1&c%5Bsection%5D=people

На графике: темно-бордовый цвет Амкара на трибунах стадиона

2. Активность

Это обратная связь болельщиков, выражающаяся в сообществе в лайках, репостах и комментариях. Их мы отразили на графиках атрибутов болельщика.

На графике: клубы упорядочены по количеству активностей в среднем на одну новость, от большего к меньшему

2.1. Лайки

Это количество лайков, которое в среднем набирает одна новость в сообществе клуба. Мы посчитали количество новостей и лайков в сообществе за год, поделили количество лайков на количество новостей. Посчитали 16 цифр, составили четвертый мини-рейтинг — по среднему количеству лайков у одной новости в сообществе клуба.
Победитель — 1114 лайков в среднем набирает 1 новость в сообществе ЦСКА.

Формула: суммарное количество лайков за год / суммарное количество новостей за год

На графике: флаг болельщика

2.2. Репосты

Это количество репостов, которое в среднем набирает одна новость в сообществе клуба. Мы посчитали количество новостей и репостов в сообществе за год, поделили количество репостов на количество новостей. Посчитали 16 цифр, составили пятый мини-рейтинг — по среднему количеству репостов у одной новости в сообществе клуба.
Победитель — 57 репостов в среднем набирает 1 новость в сообществе Зенита.

Формула: суммарное количество репостов за год / суммарное количество новостей за год

На графике: дудка болельщика

2.3. Комментарии

Это количество комментариев, которое в среднем набирается под одной новостью в сообществе клуба. Мы посчитали количество новостей и комментариев в сообществе за год, поделили количество комментариев на количество новостей. Посчитали 16 цифр, составили шестой мини-рейтинг — по среднему количеству комментариев под одной новостью в сообществе клуба.
Победитель — 101 комментарий в среднем набирается под одной новостью в сообществе ЦСКА.

Формула: суммарное количество комментариев за год / суммарное количество новостей за год

На графике: голос болельщика

Бонус! Доля жителей среди подписчиков

Этот показатель не учитывается в общем рейтинге и для него нет мини-рейтинга. Нам понравился этот показатель своей правдой, ведь можно посмотреть сколько настоящих, живых людей из города фактически болеют за свой родной клуб.

Это количество жителей города, подписанных на сообщество родного клуба. Этот показатель не видно в группе, но его можно посчитать. В Санкт-Петербурге 5 225 690 жителей, в сообществе Зенита 164 332 подписчика из Санкт-Петербурга. Это 3,14% от числа жителей. Посчитали так 16 цифр, выбрали 5 лучших клубов по доли жителей города, подписанных на сообщества клуба и делимся с вами:

Победитель — 3,14% жителей Санкт-Петербурга являются подписчиками сообщества Зенита.
2-е место — 2,62% жителей Перми
3-е место — 2,56% жителей Краснодара
4-е место — 2,00% жителей Самары
5-е место — 1,80% жителей Ростова-на-Дону

Формула: подписчики из родного города * 100 / количество жителей города

Число жителей мы узнали в следующих источниках:
Statdata.ru, gks.ru, fedstat.ru/, Википедия

На графике: его нет

Результат рейтинга

В каждом мини-рейтинге мы показали Топ-5 клубов по 6 показателям. Каждому клубу присудили баллы на основе его места в мини-рейтинге: первому — 5 баллов, второму — 4 балла, третьему — 3 балла, четвертому — 2 балла и пятому — 1 балл. Просуммировали баллы всех клубов, попавших в мини-рейтинги. Топ-5 лучших попали в Результат рейтинга — это победители рейтинга по версии маркетингового бюро ДругМедиа.

Зенит, с победой!

Зачем мы сделали этот рейтинг?

Мы вкладываем свои силы и время в развитие SMM-сферы в России. Мы хотим, чтобы сфера сбрасывала налипший балласт неквалифицированных специалистов и черных методов продвижения. Мы искореняем возражения «это неэффективно», «это мне не нужно», «там одни дети», «это дешево» и хотим, чтобы маркетингу в соцсетях доверяли клиенты. Мы выступаем с мастер-классами, запустили персональные SMM-курсы, пишем статьи и делаем рейтинги. Нам футбольный рейтинг пойдет в копилку вкладов в сферу, а вам — в копилку знаний и правильного понимания настоящей пользы соцсетей.

Социальные сети — это отражение реальной жизни. Как показали результаты рейтинга, первые клубы по итогам прошлого сезона оказались среди первых и в соцсетях. А остальным клубам желаем подтянуться к первым.

Авторы рейтинга:
Денис Супрунов — руководитель проекта
Адель Давлетшин — аналитик
Алина Гайнуллина — ведущий дизайнер
Виктор Никитин — арт-директор

СМИ о рейтинге

Gazeta.ru

RusFootball

Денис Супрунов

Поделиться
Отправить
Класснуть