+7 (843) 202-42-41Перезвоните

24 августа 2014

Что значит сделать

Привет! Я — Виктор Никитин,
основатель бюро ДругМедиа

В Бюро мы практикуем стажерство — принимаем на практику выпускников со специализацией, но без опыта работы. И всегда сталкиваемся с проблемой: никто не пониманет, что значит сделать. Это статья посвящена руководителям и их молодым специалистам. Хотите помочь коллегам — перешлите им эту статью.

Делать ≠ сделать

Большинство людей не умеют выполнять задачи. Это кажется странным, но это так. Нас этому не учат. В школе и вузе нам снисходительно допускают «делать»:

— Чему равен объем шара?
— Э… мм… пи… на что-то там… в кубе.
— Ты что, даже этого не знаешь?
— Я не помню, но я учил.
— Ладно, тройка.

Делать не то же самое, что сделать.

Сделать = результат

Сделать — получить результат. Ожидаемый, за требуемое время, надлежащего качества. Разберем на примере. Вас попросили распечатать договор. Если договор распечатан — вы выполнили задачу. Забыли распечатать? — не выполнили. Распечатали на черновике? — тоже нет. Сломался принтер? — задача провалена, договора нет. Большинство не справляются уже на этом этапе. Первое правило: сделать = получить результат.

Сделать = сдать

А вот пример посложнее. Нужно написать пресс-релиз о предстоящей акции. Кажется все просто, но давайте разберем по порядку. Если пресс-релиза к сроку нет — значит задача не выполнена, тут все понятно. А если есть, то выполнена? Не обязательно. Если в статье упущены важные факты — не выполнена. Статья с ошибками — не выполнена. Повествование скучное — не выполнена. Список критериев бесконечный. А что значит выполнено?

— Ну показывай, что сделал.
— Вот смотри, по-моему классно получилось :)
— Стоп. Это что за лажа? Это черновик или что?
— Ну я старался, думал, писал, делал

Задача не выполнена, пресс-релиза нет, акцию запускать нельзя, проект провален. Фейл. И чем опытнее руководитель, тем длиннее список замечаний. Постановщик решает сделано или нет. Второе правило: сделать = сдать.

Сделать = сдать вовремя

Если задача написать пресс-релиз за неделю к понедельнику, то большинство думает, что показать статью надо в понедельник. А значит, есть 5 дней и выходные на всякий случай. Фрилансеры так вообще только на выходные и надеяться. Новички не понимают, что чтобы сделать задачу к понедельнику, она должна быть не просто сделана, а сдана и принята. А это значит, что показать черновик нужно на следующий день. Последующие пару дней править и показывать как можно чаще. Пятница на шлифовку напильником. Только в этом случае к утру понедельника задача будет сдана. Сделана. Третье правило: сделать = сдать вовремя.

Представьте, что вы ставите задачу фрилансеру. Он говорит, что завершит проект завтра к вечеру. Как вы думаете, что это значит? Уверяю вас, завтра вечером вы увидите первый черновик, а приемлемый результат в лучшем случае через неделю. Типичный фрилансер это эссенция ошибок молодого специалиста.

Не сделано = виноваты вы

Когда задача провалена, как правило, исполнитель находит причину, почему это произошло. Новички считают, что причина снимает ответственность за провал. Вспомните пример с договором и принтером:

— Сисадмин не установил мне драйвер для принтера, поэтому я не смог распечатать договор, я же не виноват, что он занят.

Виноват. Задача была поручена, а результата нет. Можно было распечатать с другого компьютера, пойти в типографию за углом, попросить коллегу. Способ получения не важен, важно есть результат или нет. Четвертое правило: не сделано — виноваты вы.

Что делать

Бывает, что провал неминуем. Опытный специалист, чувствуя это, говорит о проблеме руководителю. Они вместе находят решение: корректируют задание, сдвигают срок или вообще отменяют задачу. Отсюда второе правило: если чувствуешь фейл, кричи об этом как можно раньше и громче. Если потенциальный фейл не поднят до постановщика задачи, то виноват в провале будет исполнитель. Никакие причины не в счет.

А вот еще пример. Руководитель поставил вам задачу подготовить красочную презентацию. Иллюстрации для презентаций рисует дизайнер. Но он занят другим проектом руководителя и не успел вовремя. Кто виноват? — Вы. Задача была поставлена вам, вы с ней не справились. Причины оставьте при себе. Пятое правило: будет провал = беги к руководителю.

Тест

  1. Вам нужно написать обзор продукта клиента. Но его пиарщик не прислал вам фотки. Вопрос: задача сделана? Кто виноват?

  2. Вас попросили передать дизайнеру, чтобы он скинул логотип. А дизайнер слажал. Вопрос: задача сделана? Кто виноват?

  3. Вам менеджер поставил задачу подготовить обзор рынка к вечеру. А позже директор отвлек на другой проект. Вы написали письмо менеджеру с вопросом о сдвиге сроков. Вечером он спрашивает обзор и говорит, что не читал почту. Вопрос: задача сделана? Кто виноват?

Вы прошли тест, если во всех ситуациях ваш ответ: задача не выполнена, виноваты вы.

Резюме

  • Сделать = получить результат.
  • Сделать = сдать.
  • Сделать = сдать вовремя.
  • Не сделано = виноваты вы.
  • Будет провал = беги к руководителю.

Виктор Никитин

Поделиться
Отправить
Класснуть